19–20 июня 2024 года в конференц-зале Soluxe Hotel Moscow прошла V конференция «Информационные технологии в машиностроении» («ИТМаш-2024»), организованная Издательским домом «Коннект». В мероприятии приняли участие около 400 делегатов, а почти 80 экспертов представили свои доклады. В этом году участники «ИТМаш» уделили особое внимание специфике ИТ-повестки различных индустрий машиностроительного комплекса. Новая секция «Цифровизация в специальном машиностроении» начала свою работу. В условиях участившихся кибератак значительное внимание было уделено вопросам информационной безопасности. Перспективы цифровой трансформации машиностроительных предприятий в новых макроэкономических условиях изменили отношение к разработкам российских вендоров. Представителей отраслевых ИТ-служб интересуют сроки появления новых версий ИТ-продуктов, при этом к сырым решениям с функциональными компромиссами машиностроители относятся без энтузиазма. Экспоненты и партнёры Партнёрами «ИТМаш-2024» стали холдинг «Т1», госкорпорация «Росатом», компания «АвтоМеханика», Консорциум разработчиков инженерного программного обеспечения «РазвИТие», компания «Интермех», интегратор КЭЛС-центр, компания «Гравитон», разработчик «Национальная платформа», интегратор PROF-IT GROUP, а также компании «АМТ-ГРУП», InfoWatch, «Аладдин», ГК «Финвал» и «К2Тех». В дни проведения конференции работала выставка, на которой свои продукты и решения для предприятий машиностроительного комплекса представили компании Postgres Professional, ЗАО «НОРСИ-ТРАНС», «Райтстеп», «Красцветмет. ИТ» и ООО «Инновационный Технологический Центр МОЛНЕТ». Мероприятие началось с обхода выставочных стендов и кратких презентаций экспонентов. Разговор на равных Деловая программа конференции в первый день открылась пленарным заседанием, модератором которого выступил председатель правления Ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении» Борис Позднеев. «Конференция поможет нам лучше понять необходимость интеграции не только систем, но и людей, взглядов, концепций и стратегий. Именно в этом направлении нам следует работать, чтобы не отставать от других стран», – подчеркнул он. Директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождёв подробно раскрыл политику Минпромторга в области цифровой трансформации ключевых отраслей машиностроения. Он отметил важность оценки эффективности реализации первых проектов, отобранных отраслевыми ИЦК, и новых форм государственной поддержки в машиностроительном комплексе. Все эти инструменты, разработанные к настоящему времени, доступны каждому участнику конференции из числа промышленных предприятий. «Мы призываем активно ими пользоваться. В этом году мы рассчитываем на запуск второй волны особо значимых проектов, что позволит пересмотреть приоритеты с точки зрения недостающих программных решений в отраслевых ИТ-ландшафтах и сформулировать проекты для их доработки, развития, а иногда и разработки с нуля», – отметил представитель Минпромторга. Заместитель генерального директора Российского фонда развития информационных технологий Филипп Быков посвятил своё выступление теме реализации особо значимых проектов. По его словам, эти проекты были отобраны и прошли через индустриальные центры компетенции, созданные по поручению Михаила Мишустина. Генеральный директор ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта» Эдуард Шантаев рассказал о реализации государственной политики по внедрению технологий искусственного интеллекта в машиностроении. «Предприятия машиностроения должны найти технологического партнёра, который мог бы создавать для них электронную компонентную базу с применением ИИ. Рынок сейчас находится на подъёме в этом направлении», – отметил он. Директор Центра компетенций инженерного анализа и продуктовой разработки холдинга «Т1» Александр Собачкин посвятил своё выступление вопросам импортозамещения в транспортном машиностроении на примере программного комплекса инженерного анализа. «Холдинг “Т1” способен, используя свои ресурсы и меры государственной поддержки, сконцентрировать значительные силы для создания систем», – подчеркнул докладчик. Директор по работе с промышленным комплексом ООО «Росатом Цифровые решения» (госкорпорация «Росатом») Всеволод Григорьев представил сценарии комплексных проектов на базе решений «Росатома». Он отметил актуальность инженерного анализа, преимущества технологий и особенности процессов разработки и внедрения инженерного ПО. По его словам, инженер-конструктор или инженер-расчётчик не может работать без соответствующих аппаратных мощностей. Цифровые предпочтения Второй день работы «ИТМаш-2024» начался с панельной дискуссии, посвящённой ключевым аспектам цифрового развития машиностроения. В обсуждении приняли участие представители промышленных предприятий, ИТ-компаний (разработчиков и интеграторов), и высших учебных заведений. Эксперты подчеркнули важность реинжиниринга бизнес-процессов. Без их фундаментального переосмысления едва ли можно рассчитывать на максимальный эффект от использования цифровых инструментов. Оптимизация производственных цепочек и автоматизация являются обязательными условиями на этапе подготовки к цифровой трансформации. Эта идея не нова, но пока не стала аксиомой для широкого круга представителей промышленных отраслей. Специалисты отметили, что под цифровизацией не следует понимать лишь автоматизацию. Предприятия, которые ещё не приступили к автоматизации, остаются в числе отстающих и не готовы к использованию цифровых технологий, которые обеспечивают качественно новое взаимодействие. В условиях трансформации на первый план выходит межзаводская кооперация, для реализации которой необходимы цифровые технологии. В ходе дискуссии вендоры анонсировали ряд перспективных решений, востребованных машиностроителями, в частности, инструменты для аддитивного производства и выпуска композитных материалов. Первые выводы Обсуждение роли и потенциала информационных технологий в развитии машиностроения прошло на секционных заседаниях следующих направлений: Цифровизация в тяжелом и энергетическом машиностроении Цифровизация в транспортном машиностроении Информационная безопасность в машиностроении Цифровизация в гражданском судостроении Цифровизация в гражданском авиастроении Цифровизация в специальном машиностроении На нескольких из этих секций обсуждались вопросы лидерства в области цифровой трансформации. Сегодня ИТ-блок считается ключевым игроком в этой области. Однако процесс трансформации предполагает изменения, за которыми стоят руководители, ответственные за стратегические преобразования. ИТ-специалисты создают возможности для изменений, выбирают технологии, но решение о применении их в бизнесе принимается на основе стратегических планов. Общей темой для нескольких секционных заседаний стала роль индустриальных центров компетенции (ИЦК), особенно в контексте импортозамещения. Эксперты пришли к выводу, что ИЦК не являются статичными структурами, и их форматы работы должны изменяться, чтобы эффективно продвигаться вперёд. Среди обсуждаемых вопросов на конференции «Информационные технологии в машиностроении» выделяются оптимизация процессов планирования длинных производственных цепочек, применение отечественных технологий инженерного анализа и адаптация промышленности к использованию отечественных платформенных решений для переноса данных. Современная промышленность акцентирует внимание на партнерстве между цифровыми предприятиями и холдингами, включая межотраслевое сотрудничество на уровне проектировщиков, конструкторов и технологов. Это требует развития инфраструктурного и информационного взаимодействия. Применение открытых архитектур в разработке программного обеспечения позволяет использовать API для взаимодействия и создания наборов данных, необходимых заказчикам, дилерским и сервисным центрам. Такие решения способствуют обеспечению технической поддержки и гарантийного обслуживания. Внедрение программных инструментов для организации такого взаимодействия в онлайн-формате будет значительным шагом вперёд для всей отрасли машиностроения.
promvest.info