Ростех и его дочерняя Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) признали, что не смогут обеспечить поставки новых гражданских пассажирских самолетов в сроки, определенные правительственной программой развития авиаотрасли. Разработка импортозамещенных версий самолетов Superjet 100 (SJ-100) и МС-21 займет на год-два больше времени, чем предполагалось.
Поставки региональных самолетов SJ-100 перенесены на 2026 год, начало эксплуатации среднемагистральных авиалайнеров МС-21 — на 2025-й, сообщил РБК сегодня со ссылкой на заявление ОАК. 29 февраля глава Ростеха Сергей Чемезов допустил, что поставки МС-21 могут сдвинуться еще дальше.
«Да, скорее всего [на 2025 год] — может быть, даже на 2026 год» — цитировало его слова агентство Интерфакс.
Ростех контролирует весь процесс производства МС-21. Помимо ОАК в эту госкомпанию входит производитель авиационных двигателей — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), а также поставщики различных авиационных подсистем.
На прошлой неделе о переносе сроков поставок МС-21 осторожно заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который контролирует эту программу со стороны правительства.
По планам правительства первые два импортозамещенных SJ-100 должны были быть сертифицированы и поставлены стартовому заказчику — группе «Аэрофлот» в 2023 году, а первые шесть МС-21 — до конца 2024 года.
Осенью 2023 года «Аэрофлот» заключил договор с компанией «Авиакапитал-Сервис» на финансовый лизинг 18 MC-21-310 и 34 SJ-100. Он является частью рамочного заказа группы на 89 SJ-100 и 210 MC-21, который составил более 70% запланированного объема поставок этих моделей до 2030 года.
В ОАК задержку с разработками импортонезависимых самолетов объяснили трудностями, с которым сталкиваются поставщики. Им необходимо спроектировать полностью новые системы, воссоздать с нуля необходимые компетенции, провести полноценные испытания и запустить серийное производства в сжатые сроки.
Иностранные системы, которые требуется заменить на Superjet 100 :: ОАК
Тестовый SJ-100 с импортозамещенными системами, но на франко-российских двигателях SaM-146 впервые поднялся в небо в конце августа 2023 года. Первый полет на российских двигателях ПД-8 ожидался в том же году, однако доводка силовой установки затянулась. Всего на этом самолете необходимо заменить на российские аналоги около 80% оборудования.
Иностранные поставщики, чьи системы нужно заменить на МС-21 :: ОАК
МС-21 с российскими двигателями ПД-14 был сертифицирован в конце 2022 года, но на этой модели надо заменить еще 36 импортных основных систем, включая гидравлику, элементы авионики, систему кондиционирования, шасси и оборудование салона. Ожидаемый в ноябре 2023 года первый полет частично импортозамещенной версии МС-21 не состоялся. В Ростехе объяснили, что финальный облик полностью импортозамещенного самолета будет сформирован только во второй половине текущего года.
ATO.ru