Разработанные ЦНИИчермет им. И.П. Бардина совместно с Уральской Cталью улучшенные марки мостовой стали 10ХСНДА и 15ХСНДА в «северном исполнении» пригодны для инфраструктурного строительства в зоне вечной мерзлоты. Об этом заявил руководитель управления новых видов продукции Уральской Стали на VIII Международной конференции «Арктика-2023», прошедшей в Москве.
Одна из масштабных задач для освоения арктического региона – строительство энерготехнохаба. Для его создания необходима надежная система трубопроводов, строительство которых осложняется суровыми климатическими условиями. Кроме того, крупные компании, которые работают в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке, сообщают о потребности в современных отечественных материалах для строительства мостов и автомобильных дорог в условиях вечной мерзлоты. Для освоения регионов востребованы хладостойкие, высокопрочные стали и другие инновационные решения.
Представители ЦНИИчермет им. И.П. Бардина отмечают, что такие «северные» решения есть и Институт совместно с партнерами-металлургическими комбинатами успешно разработал ряд различные сталей и металлургических технологий. Среди них не только хладостойкие мостовые стали, созданные совместно с Уральской сталью, но и разработанные Институтом совместно с ММК промышленные технологии металлургического производства хладостойкого проката для сероводородостойких электросварных труб нефтегазовых компаний.
Отраслью востребованы электросварные трубы среднего и большого диаметра для транспортировки углеводородов, загрязненных примесями сероводорода. Эксплуатация трубопроводов в условиях Крайнего Севера при температурах до -60 С требует повышенной хладостойкости стали таких труб. Чтобы обеспечить потребность нефтегазовых компаний в сероводородостойких трубах, ЦНИИчермет им. И.П. Бардина совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом в течение нескольких лет разрабатывал технологии производства полосового проката из сталей нового поколения.
Ученые и металлурги внедряли сквозную технологию выплавки и внепечной обработки стали, непрерывную разливку слябов и их горячую прокатку на широкополосном стане. Полученный прокат соответствовал заданным требованиям по микроструктуре, прочностным свойствам и имел высокую хладостойкость (ударная вязкость при -60 С — не менее 160 Дж/см). Среди других эксплуатационных характеристик — высокая сопротивляемость водородному растрескиванию, сульфидному растрескиванию под напряжением и общей коррозии в сероводородсодержащей среде.
chermet.net