КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ: ИНТЕРЬЕР

КАК УСТРОЕН САМОЛЕТ: ИНТЕРЬЕР

Что такое «интерьер самолёта»? В первую очередь, это одна из функциональных систем, представляющая собой внутреннюю отделку герметичных отсеков самолёта с установкой необходимого оборудования, обеспечивающего комфортное и безопасное размещение экипажа и пассажиров на борту. При этом удобство каждого элемента интерьера для экипажа облегчает выполнение функциональных обязанностей, а пассажирам помогает чувствовать себя комфортно во время полёта.

Гарин Дмитрий Владимирович, начальник отделения интерьера и санитарно-бытовых систем ПАО «Ил»

Этот материал продолжает серию материалов об устройстве самолета, подготовленных совместно со специалистами ПАО «Ил». Уже вышедшие публикации: Крыло, Фюзеляж, Бортовой комплекс, Оперение, Десантно-транспортное оборудование.

Все детали интерьера должны быть удобными в эксплуатации, а для их создания необходимо использовать лучшие решения, которые соответствуют современным тенденциям. Основные требования к конструкции элементов отделки определяются эргономичностью, авиационными правилами и внутренними требованиями разработчика, которые появляются исходя из опыта реальной эксплуатации предыдущих разработок и по итогам испытаний. Важной особенностью интерьера является его цветовое оформление и материалы декоративной отделки. Они должны быть максимально комфортными для визуального и тактильного восприятия. Так, один самолёт при интенсивной эксплуатации может перевозить в месяц порядка нескольких тысяч пассажиров, и у каждого из них свои требования к комфорту: начиная от наличия элементарного подстаканника и заканчивая созданием привилегированной зоны комфорта в бизнес классе.

В интерьере важна каждая мелочь! Именно поэтому авиакомпании уделяют особое внимание деталям пассажирской кабины ещё на этапе проектирования, так как в процессе эксплуатации они влияют на имидж, лояльность и, как следствие, экономические показатели в целом.

«Одна из существующих реалий по всему миру – передача разработки и изготовления интерьера специализированным компаниям. Это позволяет оптимизировать логистику постройки самолётов и применять новые методики бережливого производства крупных авиапроизводителей. Помимо этого, компания-разработчик может консолидировать опыт постройки интерьеров для самолётов разных конструкторских бюро и предложить наиболее унифицированные решения. При этом специализированное подразделение головного опытно-конструкторского бюро определяет все базовые требования и интегрирует готовые решения со всеми смежными системами и фюзеляжем», – рассказывает Дмитрий Владимирович Гарин, начальник отделения интерьера и санитарно-бытовых систем ПАО «Ил».

Составные части интерьера

Интерьер пассажирских самолётов можно разделить на следующие функциональные части: кабина экипажа, пассажирский салон и сервисные зоны. В военно-транспортных и грузовых самолётах за кабиной экипажа, как правило, расположен один большой грузовой отсек, в котором устанавливается минимально необходимая декоративная отделка. Также на практике часто встречаются случаи, когда пассажирский самолёт при наработке определённого ресурса переоборудуется в грузовой с установкой грузовой двери. В самолётах специального назначения, и, в зависимости от требований заказчика, интерьер может включать в себя зоны для VIP-пассажиров, отсеки для работы сопровождающего персонала и отдыха экипажа.

Интерьер кабины экипажа

Кабина экипажа напичкана множеством разных кнопок, индикаторов, переключателей и мониторов. Но в кабине также присутствуют элементы интерьера, каждый из которых выполняет важную функцию на разных этапах полёта. Будь то солнцезащитный козырёк или светильник освещения рабочего места – все эти элементы интерьера в комплексе создают рабочую среду вокруг лётчика, от удобства которой зависит как управление самолётом, так и комфорт размещения в ограниченном пространстве. Элементы отделки кабины эргономично обрамляют различные пульты, светильники, детали фюзеляжа и форточек. В определённых местах на потолочных панелях предусматриваются специальные мягкие зоны, чтобы исключить удар головой о выступающие части при нештатной ситуации или турбуленции. Ковровое покрытие на полу создаёт в кабине атмосферу домашнего уюта и одновременно снижает общий уровень шума.

В задней части кабины размещаются гардероб и стеллажи для аварийно-спасательного оборудования. В зависимости от типа воздушного судна в данной зоне могут дополнительно размещаться борт-инженер и проверяющий член экипажа (инспектор).

Кабина экипажа новейшего гражданского самолёта Ил-96-400М

Пассажирский салон

Когда пассажир попадает на борт самолёта, он в первую очередь оценивает внутреннее пространство. Нивелировать эффект замкнутого пространства помогает достаточный простор в салоне. Современные технологии проектирования дают возможность в короткие сроки создавать элементы отделки сложной формы, которые позволяют визуально увеличивать пространство и равномерно распределять освещение. Именно поэтому каждый конструктор, создающий детали отделки, работает всегда совместно с дизайнером-художником.

Салон самолёта МС-21-300 с увеличенным до 34 дюймов шагом кресел в зоне «эконом-комфорт»
Cалон самолёта Ил-96-300 в компоновке, разработанной в 90-е годы
Салон самолёта Ил-114
Просторный салон самолёта Ил-62М создавался в лучших традициях компании «Ил»

   Типовой состав интерьера пассажирского салона включает багажные полки, блоки кресел и кресла бортпроводников, элементы отделки (оконные и потолочные панели, перегородки и шторы, напольные покрытия)

Багажные полки

Багажные полки на современных самолётах должны иметь как можно больший объём, так как это позволяет размещать в салоне больше ручной клади. Это особенно важно во время длительных перелётов. Многие пассажиры не хотят сдавать багаж и предпочитают путешествовать с ручной кладью не только из соображений экономии, но и потому, что боятся повреждения вещей при погрузке или просто не хотят ждать багаж после приземления. Как правило, багажные полки бывают трёх видов: с обычной створкой, поворотные ковшового типа и выдвижные ковшового типа.

Виды багажных полок

Кресла

Кресельные блоки бывают двух-, трёх- и четырёхместного исполнения. Материал отделки, конфигурация мягкостей и цветовая гамма подбираются в соответствии с требованиями заказчиков.

Как правило все кресла устанавливаются с определённым шагом, кратным одному дюйму. У компании «BOEING» минимальное стандартное расстояние установки кресел составляет 27 дюймов, а у компании «AIRBUS» 28 дюймов. В компоновках самолётов марки «Ильюшин» закладывается исходный шаг равный 29 дюймам, гарантирующий обеспечение удобства посадки максимальному количеству пассажиров. В современных отечественных лайнерах МС-21 и SuperJet компании ПАО «Яковлев» также закладывается шаг кресел в 29 дюймов, а в зонах повышенного комфорта до 32-34 дюймов.

Кресла в салоне самолёта SSJ-100 авиакомпании «Аэрофлот»

Для повышения экономической эффективности рейсов авиакомпании могут самостоятельно уменьшить шаг установки кресел, если конструкция самолёта позволяет такие изменения. Таким образом увеличивается количество продаваемых билетов в ущерб комфорту. Кроме этого, кампании-лоукостеры устанавливают кресла без механизма откидывания спинки, т.к. легче по сравнению с обычными. Такое решение уменьшает общий взлетный вес самолета и тем самым снижает расход топлива в полете.

Типовая конструкция кресла экономического класса в максимальной комплектации, как правило, оснащается отклоняемой спинкой с кнопкой регулировки, эргономичными подлокотниками, задним столиком, подстаканником, крючком для одежды, держателем планшета или монитором, карманом для прессы, а также ограничителем багажа и спасательным жилетом в нижней части кресла.

Кресла первого ряда и ряд напротив аварийных выходов оснащаются складным столиком, который умещается в нише подлокотника.

Кресла, устанавливаемые в бизнес-классе современных салонов представляют собой многофункциональное изделие, которое не только обеспечивает большее пространство для пассажира, но и может трансформировать свою форму, создавать полузамкнутое пространство и оснащаться индивидуальной мультимедийной развлекательной системой.

Кресло салона эконом и бизнес-класса самолёта МС-21 со складывающимся в подлокотник столиком

Отделка пассажирского салона

Элементы отделки пассажирского салона чаще всего представляют собой трёхслойные композитные панели, повторяющие форму фюзеляжа и оклеенные декоративной плёнкой. Наружные слои панели образованы так называемым «препрегом», представляющим собой многослойный пирог из материалов на тканной (или иной) основе. Внутренний слой панели представляет собой «сотоблок», а именно бумагу, пропитанную специальным составом и склеенную в форму, напоминающую пчелиные соты. Такая конструкция позволяет снижать общий вес изделий и одновременно создавать их поперечную жёсткость, необходимую в том числе для исключения деформаций от случайных повреждений при эксплуатации.

Типовая конструкция сотовой панели

Часто, когда требуется создание малонагруженных декоративных элементов отделки сложных форм, «сотоблок» исключается из конструкции. Тогда слои «препрега» выкладываются по поверхности специальной индивидуальной оснастки.

Напольным покрытием пассажирского салона является специальный ковёр, пропитанный огнегасящим составом для предотвращения распространения пожара. Ковровое покрытие сегментировано на раздельные части, устанавливаемые на двухсторонний скотч, что позволяет легко его заменять в эксплуатации при износе.

По требованиям авиационных норм по краям проходов совместно с напольным покрытием устанавливаются маркеры аварийного покидания (световые дорожки) для обозначения путей к аварийным выходам. В маркерах устанавливаются фотолюминесцентные ленты, которые заряжаются от штатного освещения, а в случае нештатной ситуации (в темноте или при задымлении) светятся, указывая направление движения.

Сервисные зоны

Сервисные зоны (или вестибюли) в пассажирской кабине обычно располагаются у входных дверей и грузовых люков. В этих зонах в пассажирских самолётах размещаются бортпроводники, а в грузовых самолётах – техник по обслуживанию оборудования.

Состав оборудования соответствует функционалу:

  • буфетно-кухонное оборудование
  • туалеты
  • гардеробы
  • шкафы размещения аварийно-спасательного оборудования
  • радиосвязное обогревание и пульты управления

Детально продуманная компоновка сервисных зон обеспечивает простоту обслуживания пассажиров на борту и удобство размещения бортпроводников.

Задняя сервисная зона самолёта МС-21, оборудованная креслом бортпроводника, системой связи, пультом управления салона и аварийно-спасательным оборудованием
Рендер заднего вестибюля из дизайн-проекта интерьера самолёта Ил-114-300

Грузовые кабины

Отделка грузовых кабин представляет собой набор панелей различной конфигурации и тканевых зашивок, которые выполняют функцию защиты бортовых систем самолёта от повреждения при погрузочно-разгрузочных работах, а также от загрязнений. Требования к эстетике и декоративной отделке минимальны. В ряде случаев, по требованию эксплуатанта или при перевозке сопровождающих лиц, в интерьере грузовой кабины могут дополнительно устанавливаться звукоизолирующие элементы, шторы и кресла, отделяющие грузы от пассажиров.

Так например, грузовая кабина уникального самолета Ил-76МДК, позволяющего воспроизвести в земных условиях состояние кратковременной невесомости, отделана мягкими материалами, оснащена дополнительным освещением и боковыми поручнями для обеспечения безопасности космонавтов. В передней части грузовой кабины располагается команда испытателей, руководитель, инженер и два врача.

«Космические» борта марки «Ил» используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или Марсе – самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации.

Переоборудованный для испытаний в невесомости отсек грузовой кабины самолета Ил-76МДК

В грузовой кабине медицинского варианта комплектации самолёта могут устанавливаться специальные модули, оснащённые лечебным и диагностическим оборудованием: операционным столом, шкафами и полками для медикаментов, аппаратами искусственной вентиляции лёгких, барокамерой и другим оборудованием для проведения хирургических операций. Также данные модули используются для размещения раненых и больных.

В конструкции самолётов Ил-76 в исполнении для Министерства обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям в грузовой кабине предусмотрена установка второй палубы. Таким образом реализуется конвертирование борта для перевозки пассажиров и военных с максимальной вместимостью.

Специализированные отсеки

Специализированные отсеки размещаются сразу за кабиной экипажа (Ил-76, Ан-124) или на нижней палубе (Ил-96). Основное назначение – место отдыха и приёма пищи. В этих отсеках размещаются сменные экипажи и сотрудники, выполняющие различные функции с оборудованием на борту при выполнении длительных перелетов. Конструкция таких зон обычно включает в себя спальные места, кресла для сидения, столики и буфетно-кухонное оборудование для хранения и приготовления пищи. В условиях ограниченного объёма обеспечивается требуемый заказчиком уровень комфорта, который необходим для лётного состава бортов специального назначения и дальнемагистральных гражданских воздушных судов. Каждое место оборудуется мягким матрацем, шторками, индивидуальными светильниками и точками вентиляции.

telegra.ph

Поделиться статьей:

Добавить комментарий