Сегодня в производстве крупногабаритных деталей для промышленности все чаще используют 3D-печать. По прогнозам экспертов, мировой рынок этих технологий к 2035 году составит 350 миллиардов долларов. Несмотря на преимущества, технологий, которые бы точно рассчитывали необходимые параметры печати изделий, сегодня нет. Ученые Пермского Политеха и Автономного университета Коауила (Мексика) впервые создают методику, которая позволит автоматизировать процесс «выращивания» деталей для самолетов, ракет и судов.
Исследователи реализуют разработку благодаря уникальному проекту международных исследовательских групп (МИГов), который действует в Пермском крае с 2011 года и не имеет аналогов в России. Поддержка Правительства Пермского края составит девять миллионов рублей и продлится три года. По смежной теме ученые также выиграли грант Российского фонда фундаментальных исследований. Разработка стала победителем всероссийского грантового конкурса программы «УМНИК» (2020 год), исследователи получили поддержку в размере 500 тысяч рублей на два года. Предварительные результаты работы ученые опубликовали в сборнике Journal of Physics: Conference Series.
«Одна из наиболее перспективных аддитивных технологий – проволочная наплавка, при которой металлическую деталь формируют послойно. Но при применении этой технологии сложно определить оптимальные параметры наплавки, чтобы избежать дефектов при производстве, например, оплавления или даже обвала стенок детали.
![Моделирование процесса формирования слоя при проволочной наплавке / ©Пресс-служба ПНИПУ](https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2021/08/Modelirovanie-protsessa-formirovaniya-sloya-pri-provolochnoj-naplavke-1.jpg)
Сейчас нет аналогов, которые могли бы рассчитать подходящую траекторию, скорость подачи проволоки и задать мощность источника. Наша методика сможет автоматически «превращать» 3D-модель детали в управляющую программу для 3D-принтера», – рассказывает инженер Центра коллективного пользования «Центр аддитивных технологий» Пермского Политеха Роман Давлятшин.
![Результаты численного моделирования на разных временных этапах / ©Пресс-служба ПНИПУ](https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2021/08/Rezultaty-chislennogo-modelirovaniya-na-raznyh-vremennyh-etapah-1.jpg)
Сейчас для решения этих проблем проводят натурные и численные эксперименты, но они недостаточно эффективны. Определение параметров наплавки с помощью численного моделирования поможет более точно печатать изделия и повысить их качество. Проект инициирован группой компаний «Гибридное аддитивное производство», разработкой также заинтересовались и другие предприятия. Методика будет перспективна для внедрения в аэрокосмической и машиностроительной отрасли, считают ученые. В частности, ее можно применять в производстве деталей для самолетов, вертолетов, ракет и судов.
![Стенка из сплава АМг5 с корректировкой режимов в течение наплавки / ©Пресс-служба ПНИПУ](https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2021/08/Stenka-iz-splava-AMg5-s-korrektirovkoj-rezhimov-v-techenie-naplavki-1.jpg)
«Снижение массы самолета позволит сэкономить топливо и снизить вредные выбросы. Наша разработка поможет проектировать детали с меньшей массой, но сохранять их функциональность. Специалисты смогут обрабатывать любые габариты изделий и расширить «диапазон» материалов», – поясняет исследователь.
Сейчас ученые проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
![Оплавление стенки формируемого изделия / ©Пресс-служба ПНИПУ](https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2021/08/Oplavlenie-stenki-formiruemogo-izdeliya-1-1024x601.jpg)
Они уже создали математическую модель процесса послойного «выращивания» изделий. А еще провели эксперименты со сталью и титаном, чтобы проверить эффективность работы модели. По словам разработчиков, прототип программного продукта, который сможет определять оптимальные параметры наплавки в режиме реального времени, будет готов в 2023 году, а готовый продукт появится уже в 2024 году.
источник naked-science.ru